Наставничество
Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. Мероприятия Года педагога и наставника будут направлены на повышение престижа профессии учителя.
Министерство просвещения Российской Федерации: Год педагога и наставника
Официальная страница Года педагога и наставника в России во VK
Для проведения мероприятий Года педагога и наставника создан оргкомитет. Его возглавили заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Татьяна Голикова и первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации Сергей Кириенко.
В состав оргкомитета вошли Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов, Министр культуры Российской Федерации Ольга Любимова, президент Российской академии образования Ольга Васильева, руководитель Федерального агентства по делам молодежи Ксения Разуваева, ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий и другие.
В 2023 году пройдут форумы и конференции, конкурсы и телешоу. В эфире телеканала «Россия» будут транслироваться новое шоу и одновременно финал федерального проекта «Классная тема!», организованного по поручению Президента России Владимира Путина Министерством просвещения Российской Федерации и телеканалом «Россия 1» при информационной поддержке компании VK. Ключевыми мероприятиями Года педагога и наставника станут Большая учительская неделя и Форум классных руководителей. В День учителя по всей стране пройдут церемонии награждения педагогов и праздничные концерты, главный из которых состоится в Государственном Кремлевском дворце. Также запланированы мероприятия по празднованию 200-летия со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского, открытие скульптурно-архитектурной композиции, посвященной выдающемуся педагогу.
Символ Года педагога и наставника - пеликан.
Пеликан как символ наставничества, педагогики и воспитания широко использовался с екатерининских времен: на пуговицах гимназистов, на фасадах зданий, барельефах. До сих пор пеликан в разных воплощениях используется в педагогических и наставнических проектах. В самом образе пеликана уже есть понятный педагогам смысл, читаемый и выверенный веками: связь времен, преемственность и глубочайшие традиции отечественной педагогики — настоящего сокровища страны.
Наставничество в МОУ "СОШ №14 г. Зеленокумска"
Наставничество – форма адаптации, практического обучения и воспитания новых или менее опытных работников гимназии в целях быстрейшего овладения трудовыми навыками, приобретения необходимой компетенции, приобщения к корпоративной культуре гимназии.
Наставник – более опытный работник гимназии, принимающий на себя функции по обучению новых или менее опытных работников.
Стажер – новый работник гимназии, прикрепляемый к наставнику.
Положение о системе наставничества педагогических работников в МОУ "СОШ №14 г.Зеленокумска"
Дорожная карта внедрения целевой модели наставничества в МОУ "СОШ №14 г.Зеленокумска"
№ |
Мероприятие
|
Сроки |
Ответственные |
1. |
Информирование педагогического сообщества МОУ "СОШ №14 г.Зеленокумска" о реализации программы наставничества. |
До 01.09.2022 |
Зам. директора по УВР |
2. |
Информирование педагогического коллектива школы о разработанном Положении о системе наставничества в МОУ "СОШ №14 г. Зеленокумска". |
До 01.09.2022 |
Зам. директора по УВР |
3. |
Издание приказа о назначении наставников. |
До 01.09.2022 |
Директор школы |
4. |
Сбор дополнительной информации о молодых педагогах. Сбор согласий на обработку персональных данных. |
В течение года |
Зам. директора по УВР |
5. |
Анализ данных по молодым специалистам. Формирование базы наставляемых. |
В течение года |
Зам. директора по УВР |
6. |
Выбор форм наставничества, реализуемых в рамках текущей программы наставничества. |
До 01.09.2022 |
Наставники |
7. |
Анкетирование среди наставляемых на предмет выявления профессиональных затруднений. |
До 01.09.2022 |
Зам. директора по УВР |
8. |
Проведение анкетирования среди потенциальных наставников, желающих принять участие в программе наставничества. Сбор согласий на сбор и обработку персональных данных. |
В течение года |
Зам. директора по УВР |
9. |
Анализ заполненных анкет. Формирование базы наставников. |
В течение года |
Зам. директора по УВР |
10. |
Проведение собеседования с наставниками (с привлечением психолога). |
В течение года |
Зам. директора по УВР |
11. |
Проведение собеседования с молодыми специалистами. |
В течение года |
Зам. директора по УВР |
12. |
Обучение наставников.
|
По программе наставничества |
Зам. директора по УВР |
13. |
Организация групповой встречи наставников и наставляемых |
По программе наставничества |
Зам. директора по УВР |
14. |
Организация мероприятий, семинаров по вопросу взаимодействия наставников и молодых специалистов. |
По программе наставничества |
Зам. директора по УВР |
15. |
Участие в краевых мероприятиях наставников и молодых специалистов |
По программе наставничества |
Зам. директора по УВР |
16. |
Реализация программы наставничества |
В течение года |
Наставник |
17 |
Регулярные встречи наставника и наставляемого
|
По программе наставничества |
Наставник |
18 |
Сроки сбора обратной связи от участников программы наставничества
|
По программе наставничества |
Зам. директора по УВР |
19 |
Проведение заключительной встречи наставника и наставляемого |
По программе наставничества |
Зам. директора по УВР |
20. |
Проведение групповой заключительной встречи всех пар и групп наставников и наставляемых |
По программе наставничества |
Зам. директора по УВР |
21 |
Анкетирование участников. Проведение мониторинга личной удовлетворенности участием в программе наставничества |
По программе наставничества |
Зам. директора по УВР |
22 |
Проведение мониторинга качества реализации программы наставничества |
В течение года |
Зам. директора по УВР |
23 |
Оформление итогов и процессов совместной работы в рамках программы наставничества в кейсы |
В течение года |
Зам. директора по УВР |
24 |
Публикация результатов программы наставничества, лучших наставников, кейсов на сайте образовательной организации и организаций-партнеров |
Июль- август |
Зам. директора по УВР |
Методическая работа
Методическая работа в школе – это целостная система, основанная на достижениях передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса.
|
|
Методическая работа - важнейшее звено системы непрерывного образования педагогического коллектива школы. Повседневная деятельность по повышению квалификации тесно связана с учебно-воспитательным процессом, и учитель имеет возможность в ходе своей работы каждодневно на практике закреплять свои теоретические познания.
Методическая работа в конечном счете призвана влиять на повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, роста уровня образованности, воспитанности и развития школьников.
Задачи методической работы :
- оказание помощи учителям, планировании и организации и анализе педагогической деятельности, в реализации принципов и методических приемов обучения и воспитания, в развитии современного стиля педагогического мышления;
- изучение и внедрение передового педагогического опыта;
- ознакомление с достижениями психолого-педагогической науки с целью повышения научного уровня учителя;
- непрерывное самообразование учителя и повышение уровня профессионального мастерства
- включение учителя в творческий поиск, в инновационную, опытно-экспериментальную деятельность и в перспективе в научно-исследовательскую деятельность
- оказание реальной действенной помощи учителям, которые в ней нуждаются
-достижение оптимального уровня образования, воспитанности и развития школьников.
Главное назначение методической работы школы - корректировка учебно-воспитательной работы для перспективного процесса обучения, его постоянного развития и самосовершенствования, оказание реальной адресной помощи учителям в развитии их профессионального мастерства.
Содержание методической работы в школе формируется на основе:
- Законов РФ, нормативных документов, инструкций, приказов Министерства образования РФ.
- Устава школы, локальных актов к Уставу ( «Положение о Методическом Совете школы», «Положение о методическом объединении учителей-предметников»), Программы развития школы, ежегодного плана работы школы.
- Новых психолого-педагогических, методических исследований, повышающих уровень методической службы
- Диагностики и мониторинга состояния учебно-воспитательного процесса, уровня обученности и воспитанности, развития учащихся, помогающих определить основные проблемы и задачи методической работы .
- Системы наставничества педагогических работников в МОУ "СОШ №14 г.Зеленокумска" Приказ "О назначении наставника" Использования информации о передовом опыте методической службы в других школах РФ.
Структура методической службы школы:
Педагогический совет
Методический совет
Медико-психологическая служба
Заместитель директора по УВР
Библиотечно-информационная служба
МО учителей русского языка и литературы
МО истории, обществознания, мировой художественной культуры
|
МО учителей математики и научно - естественных дисциплин
|
МО учителей начальной школы
|
МО классных руководителей
МО технологии и физической культуры
|
В школе главным органом, который мобилизует усилия педагогического коллектива на выполнение задач, повышения профессионализма учителя, развития его индивидуальности является Педагогический совет школы.
Вопросы организации, координации методического обеспечения учебно-воспитательного процесса в компетенции Методического Совета школы.
Методический Совет школы - совещательный орган педагогического коллектива, координирующий и контролирующий работу всех подразделений методической службы школы. Результатом его деятельности можно считать создание системы методической работы в школе, включающей в себя: предметные методические объединения, временные творческие коллективы, экспериментальные площадки. И как следствие, обновление и совершенствование учебно-воспитательного процесса в школе в деле обучения, воспитания и развития ученика.
Задачей Методического Совета является создание условий для совершенствования профессионального мастерства учителя, роста его творческого потенциала, направленного на формирование и развитие учащихся.
Состав: администрация школы, представители методических объединений учителей предметников, актив учителей.
Функции Методического Совета определены локальным актом к Уставу школы, "Положение о методическом совете"
Формы организации методической работы
Каждая задача в области реализации основных целей и задач методической работы решается через использование различных форм.
Организационные формы:
1.Методические объединения - важное структурное подразделение в методической работе школы.
Четыре методических объединений ведут методическую работу по предмету, организовывают внеклассную деятельность уч-ся.
Одни из первых забот методических объединений:
o повышение качества проводимых уроков;
o помощь молодым учителям;
o повышение методической квалификации учителей;
o развитие творчества учителя и уч-ся.
Вся работа строится в соответствии с требованиями стратегических документов лицея, «Положением о методическом объединении учителей –предметников»
2.Индивидуальное профессионально-педагогическое самообразование
- системообразующий компонент всей методической работы; занимает особое место в системе организации научно-теоретической, психолого-педагогичской подготовки учителей.
Выбор темы по самообразованию определяется потребностью учителя школы, уровнем владения учителем научно-теоретической подготовки и практическими умениями, навыками, необходимыми в педагогической деятельности, вопросов дидактики, психологии, теории воспитания, а так же анализом, выводами контроля над деятельностью педагогов. Самообразование - управленческий процесс, плановый, который строится на основе анализа деятельности.
Дидактические формы
1.Теоретические семинары
Цель: Повышение теоретического уровня профессиональной работы учителя
Задачи:
- ознакомление с новыми педагогическими технологиями, с новыми подходами в организации УВП
-определение проблем в работе педагогического коллектива.
Так, например, только за последние два учебных года прошли семинары по темам:
«Личностно - ориентированный подход в обучении в условиях малой наполняемости классов», «Особенности организации индивидуальной, парной и групповой работы», «Из опыта работы руководителей кружков для начальной школы».
В организации семинаров принимают участие педагоги школы и руководители объединений допобразования.
2.Методические оперативки
Цель: стимулирование интереса к проблемам теоретической и практической педагоги и психологии, готовности к инновационной деятельности
Задачи: своевременное ознакомление учителей с новейшими достижениями науки.
Темы прошедших оперативок: "Обзор литературы по проблемам современного урока"; "Виды анализа педагогической деятельности", "Подготовка и проведение итоговой аттестации".
3.Тематические педсоветы
Проводятся с целью выработки коллегиальных решений по проблемам организации и содержания образовательного процесса в школе.
Задачи: Определение образовательной политики лицея, объединение усилий в области повышения квалификации
4.Творческие отчеты методических объединений.
Цель: систематизация, обобщение и накопление передового педагогического опыта
Задача: представление каждым методическим объединением методических и дидактических материалов, разработанные учителями, знакомство со своими достижениями; раскрытие методов и приемов при помощи которых достигается положительный эффект в работе учителя.
5.Диагностика, анализ затруднений в работе учителя, индивидуальные консультации
Цель: оказание систематической адресной помощи с учетом потребностей и индивидуальных качеств.
Задача: каждый преподаватель должен уметь сам достоверно и доказательно оценивать свою учебно-воспитательную деятельность, уметь аргументировано вести разговор о степени ее эффективности, уметь оценить качества, которыми он как профессионал обладает, и что ему необходимо усовершенствовать в своей деятельности.
Проводится через анкетирование, собеседование, посещение уроков и внеклассных мероприятий, через анализ результатов контрольных, срезовых работ.
6.Мониторинг качества обучения
Цель: получение результатов о состоянии учебно-воспитательного процесса
Задача: изучение достижений ученика в уровне качества знаний, умений и навыков; умения учиться, отношения к учению.
Проводиться в системе, отраженной в плане работы лицея на каждый учебный год.
Так изучение уровня качества знаний учащихся осуществляется по итогам каждой четверти по каждому классу каждой параллели, и проводится подробный анализ результатов на педагогическом и научном